образовательный маршрут

Сарай-Бату. В гости к хану

Автобусно-пешеходная экскурсия в Селитренное городище

Ключевые направления
#Астрахань #История #Патриотика #Традиции #Природа #Родной край #Наследие #Культура
Ресурсы о регионе и районе маршрута
https://astrakult.ru/o-chyom-molchit-saraj-batu/
http://nasledie-ast.ru/index.php/arkheologiya/selitrenskoe-gorodishche/24-saraj-batu
https://vizitastra.ru/drevnij-gorod-saraj-batu/
https://saray-batu.ru/


Транспортная доступность:
Автотранспортом: по трассе «Волгоград - Астрахань», поворот налево по указателю между селами Селитренное и Тамбовка.
На общественном транспорте доехать до городища не получится. Есть возможность взять экскурсию из Астрахани.
Координаты для навигатора — 47°14’18.1"N, 47°22’23.2"E.
Сотовая связь функционирует на протяжении всего маршрута, интернет доступен.
Предполагаемая целевая аудитория
Учащиеся 2-4, 5-8, 9-11 классов. При желании, совместно с родителями.
Сезон
Круглогодично в сухую погоду. Из-за дождя грунтовую подъездную дорогу размывает.

Маршрут интегрируется
  • образовательные программы начального, основного, среднего общего образования (предметные области по ФГОС: окружающий мир, география, история);
  • дополнительные общеобразовательные программы (туристско-краеведческая, художественная, социально-гуманитарная);
  • программы предпрофессиональной подготовки;
  • программы воспитательной работы.
Возможный уровень познавательной/образовательной нагрузки

  • Досуговый
  • Ознакомительный
  • Просветительский
  • Углубленный в рамках изучения учебного предмета
Доступность для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Доступен для детей с ОВЗ различных нозологий при отсутствии противопоказаний к средней физической, интеллектуальной, сенсорной и эмоциональной нагрузке, в составе смешанных групп (при сопровождении ассистентом или тьютером).
Продолжительность - 1 день
(с учетом дороги)
Расстояние до городища - 300 км (туда-обратно на автотранспорте)
Экскурсия - 3 км
Пункты, через которые проходит маршрут

г. Астрахань - с. Селитренное - Сарай-Бату

Группа самостоятельно добирается до городища. Там либо покупает входной билет с экскурсией, либо руководитель группы самостоятельно рассказывает об истории этого места. В этот же день возвращение домой.
Объекты показа
  • Реконструкция города «Сарай-бату»
  • Площадка песочной скульптуры «Мечты Барханов»
  • Исторический музей «Юрта хана»
Цели маршрута (образовательные и воспитательные)
  • Актуализацию знаний, полученных в рамках освоения образовательных программ по предметным областям «Общественные науки», «Естественные науки», «Физическая культура, экология и основы безопасности жизнедеятельности»

  • Создание условий для воспитания любви к малой родине через освоение природного, культурного и исторического наследия региона
Задачи маршрута (образовательные, воспитательные, развивающие):

  • знакомство с природными особенностями северной части Астраханской области
  • актуализация знаний учащихся по ландшафтным особенностям зоны полупустынь (рельеф, экосистема)
  • усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в условиях природной среды
  • формирование качеств характера: трудолюбие, взаимовыручка, самодисциплина и организованность
  • формирование стремления к здоровому образу жизни средствами активного туризма
  • актуализация знаний, полученных на занятиях в рамках освоения общеобразовательных программ географии, истории
  • формирование познавательного интереса к истории, культуре и природе родного края
  • развитие познавательных, коммуникативных компетенций
  • создание условий для формирования чувства патриотизма

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ УСЛОВИЯ


  • Входной билет 450 руб. (дети до 7 лет бесплатно, дети до 12 лет 200 рублей)

Экскурсия от сотрудников городища: 1-3 чел.1500 руб. / 4-14 чел.2000 руб. /15-21 чел. 2500 руб. / свыше 21 чел.150 руб. с чел.

Телефон: +7 (965) 451-24-36

График работы: ежедневно, без выходных с 9:00 до 19:00

Картографические материалы
Схема маршрута
Методически материалы для работы на маршруте

Астраханские степи издревле были домом для кочевых племен, однако знал наш край и великие цивилизации — Хазарский каганат и Золотую Орду. Обе столицы этих государств располагались на территории нынешней Астраханской области, и если главный хазарский город Итиль пока еще не открыл свои тайны археологам, то останки Сарай-Бату — богатейшей золотоордынской столицы — рассказали историкам много нового и интересного.


Я не историк и поэтому не буду писать о становлении, расцвете и упадке ханства. Меня интересует другое — легенды и предания Орды, связанные с астраханскими степями. В каждом предании — вся народная мудрость, отголоски истории, культуры и религии. Итак, приоткроем завесу тайны…


Давным-давно чингизид Бату, которого русские звали Батыем, смертоносным ураганом прошелся по Руси, разграбляя города и убивая людей. Набрав золота столько, что его некуда было девать, потомок великого хана осел на реке Ахтубе, воздвигнув среди степей великую столицу Сарай-Бату. Легенды об этом граде достигали самых дальних уголков материка, а разговоры о золотых куполах Сарая не утихали долгие годы.


Стоял он на берегу Ахтубы. Название реки хранит в себе имя прекрасной ханской дочери. Жил-был некогда в Золотой Орде хан со своей дочерью Тубой. Когда она повзрослела, отец решил выдать ее замуж против воли дочери. Вот настал день свадьбы. Жених жил на другом берегу реки. Сели в лодку хан и Туба и отправились на другой берег. Не захотев жить по воле отца, Туба спрыгнула в реку. Долго звал ее отец: «Ах Туба, Туба», но она не вынырнула. От слез безутешного хана и образовалась наша река Ахтуба.


Есть и другая, менее романтичная, легенда об Ахтубе. Давным-давно жил в Золотой Орде мудрый хан. Столица его находилась на реке, которая была так узка, что ханские верблюды, стоя не одном берегу, могли щипать траву на другом. Хан решил устранить неудобства от такого мелководья и отправил людей рыть канал для соединения этой речки с главной рекой сдешнего края — Волгой. По некоторому времени, желая узнать об успешности работы, он послал других. Вскоре гонцы вернулись и объявили, что канал вырыт, и вода потекла в него с такой силой, что представляла при впадении белый холм, по татарски «ак-туба». Речку так и стали называть Ахтубой.


Сарай-Бату был прекрасным городом с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Поговаривали, что дворец хана весь был покрыт золотом, а вход в столицу охраняли, поблескивая рубиновыми глазами, два золотых коня, которые отлили в честь бравых походов на Русь.


Согласно легенде, кони были сделаны в полный рост, и над их созданием трудился не один десяток мастеров со всех подвластных Батыю земель. До сих пор остается загадкой — были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми.


Сменялись ханы, но кони неотступно несли свою службу, пока однажды Русь не окрепла и не нанесла сокрушительный удар Орде. Исчезновение коней как раз и связывается с Куликовской битвой. Как гласит предание, не выдержав позора, умер потерпевший поражение от Дмитрия Донского хан Мамай, и в курган, насыпанный над его телом у стен Сарай-Берке — новой столицы, положили одного из коней. Второй конь тоже погребен неподалеку: его «угнали» казаки, но, не сумев уйти от погони, бросили в реку, и все до одного приняли смерть. По другой версии, казаки все же донесли сокровище до ростовских земель, но не смогли переправить его через одно из озер.


Золотые кони — не единственное сокровище астраханских степей. Если верить легендам разных эпох, то пески хранят немал золота и драгоценных камней. Поскольку на территории Астраханской области некогда существовало две столицы крупных и самых богатых государств того времени, здесь, по историческим данным, одна из самых больших сокровищниц на земном шаре. Этому даже есть ряд подтверждений. К примеру, однажды был открыт так называемый «Золотой бугор», расположенный недалеко от села Ленино. Археологи нашли здесь клад с золотыми монетами, золотой рукояткой меча, золотым шлемом, украшенным бриллиантами, драгоценными камнями и золотыми латами. Все это стоимостью примерно более 10 миллионов долларов США. Раскапывали золото и в селе Федоровке. Про золото сарматов я вообще молчу. А теперь представьте, сколько найдено всего неофициально! История, как говорится, умалчивает…


Кстати, есть еще одна легенда о сокровищах. Она хоть и не золотоордынская, но тоже достойна внимания:


Жил бедный-пребедный молодой рыбак. Жил он в ветхой землянке со стариком отцом. Однажды, это было на пасху, отправился он в море. Все моряки приехали на праздник домой, а он остался рыбачить. Только за два дня поймал он рыбы лишь себе на котел. Возвращаясь с моря на третий день пасхи, он думал: «Хоть бы по дороге клад найти!» И вдруг видит: на одном из бугров светит зеленый огонек. Рыбак пристал к берегу, сошел с лодки и отправился на огонек. Перед ним открылся роскошный подземный ход. «Будь что будет!» – решил рыбак и вошел в пещеру. Подошел к двери, открыл её и оказался в комнате, отделанной во все медное. Из этой комнаты в другую вела дверь. У двери сидел пожилой мужчина и безмолвно показывал мальцем на неё. Рыбак открыл и эту дверь. Другая комната была убрана в серебро. Все в ней блестело и переливалось. Здесь сидел мужчина постарше первого и также молча указывал на третью дверь. Открыл рыбак и третью. Перед ним предстала еще более роскошная картина: вся комната сияла и отделана была в золото. Повсюду валялись золотые монеты, драгоценные камни, ожерелья. В золотом кресле восседал и дремал седой старик. В той же комнате стоял золотой чан, наполненный до краев зеркальным вином, а в нем, как утка, плавал золотой ковш. Рыбак потревожил от сна старика и попросил: «Старец, дай мне несколько монет». Старик, не глядя, в знак согласия махнул рукой.

Рыбак набрал денег полные карманы и пошел на свою лодку. Но тут он не успокоился. Взял мешок и снова отправился в подземелье. Для храбрости выпил он из золотого чана ковш хрустального вина. Наполнил мешок золотом и пошел к лодке. Но снова не успокоился: взял второй мешок и решил наполнить его не только золотом, но и драгоценными камнями. Подошел он к пещере, а ни её, ни огонька уже не стало. Все исчезло…


Плывет рыбак домой и думает: «Теперь я буду богат. Заведу себе рыбный промысел. Найму рабочих. Если они будут плохо и нерадиво работать, то с них три шкуры спущу». Наконец он добрался до своего села. Открыл люк бударки и ахнул: никаких драгоценностей там не оказалось, а вместо них на дне лодки лежал конский помет. Открыл рыбак слань, а там лежало лишь несколько монет. Поднял он их и тому был рад. Дома его ждал старик отец. Сын рассказал отцу обо всем и показал монеты. Когда рыбак снял с себя верхнюю одежду, отец увидел у него за поясом золотой ковш. Старик посмотрел на деньги и сказал:

– Эти монеты – чеканки времен Ивана Грозного. – Затем рассказал сыну памятную историю.

– В нашем краю проезжал Степан Разин. Здесь в одном из бугров зарыл свой клад, который хотел раздать бедным людям. Клад тебе давался, но ты, сын мой, оказался жадным. Это тебе наука за твою жадность.


Но вернемся к Золотой Орде. Были там и богатства иного толка — это женщины. Самых красивых дев свозили в Сарай-Бату со всей Руси, но были здесь и монгольские красавицы. Среди них ярче и краше всех была прекрасная танцовщица Тували, покорившая сердца многих горожан, в том числе и хана. Знатные гости и заезжие купцы были восхищались ее внешней и внутренней красотой, умом и смекалкой. Ее танцы завораживали и сводили с ума самых устойчивых семьянинов и помолвленных богачей. Тували была любимицей постоялого двора в центре города и никогда и ни за что не позволяла себя унизить. Но, как всегда и во все времена, известность и красота девушки не давала покоя зажиточным дамам и богатым женам, чьи мужья подолгу просиживали за дурманящим напитком в постоялом дворе, засматриваясь на красоту танца и очарование Тували. Даже самые непримиримые из них объединялись для хитрых всевозможных интриг, дабы отворожить мужчин от этого излюбленного ими места отдыха. Однажды неизвестные схватили девушку в самом людном месте города, чтобы все видели, что красоте и очарованию пришел конец, завязали в черный мешок, бросили на лошадь и увезли в низовья Волги в места обитания непокоренных полудиких племен.

Какие бы не были кровожадные похитители, они неоднократно развязывали мешок, расстилали ковер и просили Тували станцевать. Это были раздирающие сердце и душу танцы, всадники плакали после каждого из них… Летопись этой истории говорит: «Четыре раза переплывали лошади реки и три раза они скакали по топким островным берегам, пока не увидели одинокое дерево среди высокого чакана у темного берега полузаросшей протоки… Был полдень второго дня пути». Привязали мешок на сухую ветвь и несколько раз ударили по нему кинжалом. Кровь обагрила зеленую траву. В небе появились орланы. Всадники ускакали прочь. Но каждый раз в полдень их можно было видеть в том постоялом дворе, где танцевала Тували, заливающих дурманящим напитком содеянное.


Долгое время мужской город ходил понурым и тихословным. Многие годы к сухому дереву на берегу затерявшейся среди дельтовой заросли протоки, одолев сотню километров пойменных лугов, приезжали всадники в черном и бросали на окровавленную землю у дерева цветы, как дань признания и любви к прекраснейшей на земле девушке-танцовщице, забравшей с собой их сердца и души. Говорят, что и по сей день степь в те местах поет о ней грустную и очень красивую мелодию…


Другой женщиной, которая держала в руках всю Орду, была ханша Тайдула — мать хана Джанибека. Многим ее имя стало знакомо благодаря фильму «Орда», который не так давно вышел на экраны. Кстати, мои фотографии как раз сняты в построенном кинематографистами городе. Сейчас здесь туристический комплекс.


Так вот по легенде, однажды Тайдула ослепла. Ее сын толпами свозил в Сарай шаманов, колдунов и лекарей, но все безрезультатно. Однажды Джанибек услышал о русском святителе Алексии, который якобы творит разные чудеса и исцеляет больных. Вскоре под страхом разорения Москвы священника привезли в Орду. Что именно сделал Алексий с ханшей, непонятно, но через некоторое время она прозрела, а хан поклялся не нападать на Русь.


С именем Тайдулы связана и другая легенда о рае на Земле — богатом и таинственном городе Гюлистане. Дескать, жила там любимая жена одного хана, которая тайно приняла христианство, за что и была убита. Однако легенды легендами, но есть и документальные подтверждения связи Гюлистана с Тайдулой. Так, проезжую грамоту Алексию ханша подписала именно в Гюлистане. Название города фигурирует и на некоторых монетах, найденных в степи. Правда, если верить этим медным и золотым рассказчикам, город просуществовал недолго — всего лишь 16 лет.


Что же это за таинственный град? Что за город цветов, как его когда-то называли? Ученые считают, что это загородная резиденция ханов неподалеку от Сарай-Бату. Возможно, Гюлистаном ранее называли Сарай-Берке — новую столицу Орды, расположенную близ села Царев. Действительно, там нашли останки города, но имеют ли они хоть какое-то отношение к Гюлистану — неизвестно. Так или иначе, для многих Гюлистан был цветущим раем, где нет ни болезней, ни смертей…


Можно долго гадать, есть ли правда в этих историях, но стоит ли разрушать легенду доказательствами? Сказки должны оставаться сказками, чтобы у человечества была хоть маленькая, но надежда на чудо…

Контакты
К нам можно обратиться по вопросам организации походов по Астраханской области 

Государственное автономное учреждение дополнительного образования Астраханской области "Центр эстетического воспитания детей и молодежи"


Региональный центр детско-юношеского туризма

414000, г. Астрахань, Красная Набережная, 90. Тел. 8(8512)51-40-94

E-mail: tur_kray_sport@mail.ru

https://vk.com/turkray_ast

This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website